Вода, падающая с неба
Автор: Vitaly Atreides
Источник: Пряный Мир
Слово фримена
Фримены - уникальный народ. Они, столкнувшись с действительно тяжёлыми условиями, первыми из представителей нашего вида смогли достичь такого состояния общества, при котором все ведут себя подобно одному большому организму, стремясь тем самым сохранить и развить всю общину, а это жизненно важно для выживания вида. Такого уровня сознательности другие народы достигли намного позже.
- "Курс истории: Империя Коррино"
Вода человека принадлежит его племени!
Всякий фримен с детства знаком с Водной Дисциплиной. Эта наука - первостепенная для каждого жителя пустыни. Когда вы находитесь далеко от сиетчей и даже поселений, когда вы не можете рассчитывать ни на кого, кроме себя и своего дистикомба, когда запасы воды подходят к концу, вы понимаете цену каждой капли влаги!
Потеря воды - это не только потеря одной жизни. Потеря воды - это предательство племени!
Убить врага или - в поединке - соплеменника, не забрав его воду - все равно, что отрезать себе руку.
Твоя вода - это вода твоего народа, говорят маленькому фримену. А для вали это уже давно непререкаемая истина! Вот почему нет союза крепче, чем Союз Воды. И нет рабства худшего, чем платить фай.
В чём наша сила? Когда община под угрозой, мы едины. Каждый воин - а мы все - воины! - будет сражаться ради общей победы. И ценой своей воды он спасёт воду племени. Вот почему воин, погибший в бою, заслуживает уплаты от племени - он остаётся со своей водой до встречи с Шаи-Хулудом, повелителем времени!
К кому мы обращаем свои мольбы? К Шаи-Хулуду! Кому мы приносим свои дары? Шаи-Хулуду! Фримен имеет два пути: первый - бороться с врагами; второй путь - это путь к Богу. Каждый фримен идёт вначале первым путём, а затем вторым. И нет чести большей, чем пройти оба пути до конца. Человек и его вода - одно целое. Помните об этом, когда говорите о воде!
Предсказанно, что прийдёт Мессия - Глас Из Внешнего Мира. У него будут ключи от нашего будущего - ключи от Рая, в который превратится Арракис. Арракис, созданный Богом для укрепления верных.
Пусть не вводит вас в заблуждение наличие в наших сиетчах хранилищ воды, ибо они - священны! Прикосновение к ним - высшее святотатство! Созданы они по повелению уммы Кинеса - нашего первого лидера на пути в Рай.
Когда-нибудь, спустя многие поколения, Арракис станет благословенной планетой. Здесь будут реки и озёра, а воды будет вдоволь хватать каждому фримену! И исполниться наша мечта: мы увидим священный дождь.
Воду, падающую с неба!
Ок. 10188 г.м.
Слово Муад'диба
Доброта - начало жестокости.
- Муад'Диб.
Вода человека принадлежит его племени!
Я родился на планете Каладан - планете морей и океанов, пожалованной моему роду почти полторы тысячи лет назад. Герцогская резиденция возвышалась над побережьем, и из окна моей комнаты был виден океан. Каждое утро я, проснувшись, устремлялся к окну, что бы вдохнуть аромат нового дня - аромат моря и прибрежного леса.
Люблю ли я свою Родину? В моём сердце всегда останется воспоминание о ней. Но воспоминание это имеет иной смысл, нежели у других людей. Ибо я - Лисан аль Гаиб - Глас Из Внешнего Мира! Фримены избрали меня своим лидером в великом джихаде, который останется в истории как Джихад Муад'Диба.
Но так ли это? Избран ли я фрименами, или они выбраны мной? Или все мы избранны Судьбой? Многие считают, что ответ на это связан с моим даром предзнания. В чём же он заключается? - спрашивают меня.
Представьте себе дерево, - отвечаю я. - Дерево со множеством ветвей: толстых и тонких. Вы - муравей, ползущий по стволу. Вы доползаете до места, в котором этот ствол раздваивается. В зависимости от того, какую ветку вы выберете, вы можете добраться до еды или сами стать едой для кого-нибудь. Чем толще ветка, тем вероятнее, что вы её выберете. Знает ли муравей, на какую ветку он попадёт? Знает ли он, что его там ждёт? Нет! А я знаю. Знаю пути, знаю их вероятности и знаю, что нас ожидает на них. И когда приходит время решения, я готов принять его!
Когда мой отец, а с ним и я, и все члены Дома Атрейдес, согласно приказу Императора, переехали на Арракис - нашу новую ленную планету, попав тем самым в ловушку, приготовленную для нас бароном Владимиром Харконненом, путь, по которому пошла Вселенная, стал предопределённым. Планета Арракис, более известная как Дюна, была, есть и останется единственым источником Пряности во Вселенной. И эта Пряность изменила меня. Являясь продуктом генетических программ Бене Гессерит, я имел предрасположенность к предвидению - процессу активного сенсорного восприятия событий, удалённых от моего расположения в пространстве-времени. Моё предвидение происходит под влиянием Пряности, так же как и предвидение навигаторов Космической Гильдии. Но есть существенные отличия. Навигаторы мутируют из-за постоянного потребления колоссального количества меланжи, но при этом их возможности значительно меньше моих!
Для чего я использую свой дар? У меня есть две задачи. Во-первых, я должен создать Новую Империю. Я создаю её руками своих верных фрименов - людей пустыни. Сейчас они как раз осуществляют мой джихад - священное очищение. Во-вторых, - и это мой дар и моя плата фрименам - я должен превратить Дюну в рай. Ибо я - Лисан аль Гаиб! Я - дождь, который напоит страждущих; я - молния, которая поразит неверных; я - сеть в потоке времени!
Когда фримены приходят ко мне, я говорю им:
Вы получите воду! И наполнятся ею реки и ручьи, и зацветут сады, и не будет водного голода, каждый фримен сможет ходить без дистикомба и не будет испытывать недостатка влаги! И исполниться ваша мечта: вы увидите священный дождь.
Воду, падающую с неба!
Ок. 10198 г.м.
Слово Фарх-Таара
Человеческое общество переходило на новые этапы своего развития в результате повышения социальной сознательности. Последняя же есть не что иное, как самосознательность вида.
- Интегральная Философия Миссии Возрождения
Вода человека принадлежит его племени!
Есть ли забытая истина истиной? Вера человека - суть основа его жизненного пути. Цели и мотивы человека определяют его действия, вот почему я не могу верить в Бога-Императора!
Когда тридцать лет тому назад я стал наибом фрименов, приняв ответственность за сохранение древних традиций, я не мог и подозревать, что за позор я принял на себя!
Всякая традиция - наследие прошлого. Традиции порождаются необходимостью и являются отличительным знаком каждой культуры. Призванные поддерживать дух и суть племени, они сопровождают человека в его жизненном пути. Традиции - это опора!
Может ли человек, потерявший свою исконную веру, соблюдать традиции? Это - тоже самое, что лгать самому себе. Я не хочу лгать самому себе!
Если фримен дал слово, то он никогда не нарушит его. Истина фримена всегда останется с ним, а ложь всегда будет наказана. Вот почему фрименские традиции сегодня мертвы.
- Как может так быть? - Спросите меня вы. - Согласно приказу Бога-Императора, все традиции сохранены в точности!
Ложь! Не сохранены самые главные традиции. И их нарушил сам Лето Второй! Он продолжил трансформацию Арракиса, превратив его в… ничто! Дюна умерла, а с ней умерли и фримены. Жалкие остатки нашей культуры сохраняет Музей Фримена. Музей! Может ли музей сохранить доблесть и отвагу? Может быть, музей сохранит нашего Бога? Но Лето Второму не нужен наш Бог! Он сам хочет быть Богом. Он создал свою религию и хочет, что бы мы в него верили! Когда-то я верил. Но это время прошло вместе с моей наивностью. У меня больше нет веры.
Когда-то давно, в незапамятные времена, когда Арракис был Дюной, когда гигантская пустыня покрывала почти всю территорию планеты, когда пустыня эта была подчинена фрименам, ездившим на червях и боровшимся со своими угнетателями - харконненами, традиции фрименов имели большое значение. Фримены - истинные воины и хозяева планеты - были мужественными, сильными и верующими, и традиции были частью их веры. Но фрименов больше не существует! И я не желаю сохранять традиции, которые некому соблюдать.
Тысячи лет тому назад у фрименов была цель. Они хотели получить полную свободу, телесную и политическую. Воду и независимость. И первая цель уничтожила вторую! Что дал нам Лето? Воду, падающую с неба. Но вода эта сделала фрименов мягкотелыми; сделала жалкими подобиями самих себя. Что забрал он у нас? Свободу. Да, свободу. Теперь ее у нас меньше, чем было при харконненах. Мы больше не хозяева пустыни и своей жизни.
Фрименов больше нет! Есть жители Арракиса, цель которых - богатство. Какое значение имело оно для фрименов? Теперь же мы - рабы его. Фримены продали себя за воду, а Лето выступил торговцем.
Я тешу себя надеждой, что когда-то мы сможем возродить фрименов - истинных, мужественных, сильных и справедливых воинов. Когда это случится? Я знаю, что не застану этого благославенного момента. Но, может быть, дети моих детей или внуки моих внуков увидят Фримена. Возможно, для этого потребуется покинуть Арракис и переселиться на другую планету, это не должно нас останавливать.
У меня есть ученик - Гарун. Единственная цель, оставшаяся у меня - обучить его всему, что я знаю, и привить ему мою мечту.
Я проклинаю Лето. Я проклинаю дождь.
Воду, падающую с неба.
Ок. 13694 г.м.
Комментарий
Можно удивляться, почему столь сильное и всевидящее око не рассмотрело личность наиба Фарх-Таара, представлявшего довольно большую опасность. Но удивление это необосновано! Ведь наиб находился под самым тщательным наблюдением. Вы спросите, почему же он - мятежник и еретик - не был убит? Однако он нашел свою смерть преждевременно. Но на моих руках нет его крови! Что касается меня, то я лишь восхищался им! Ему не была видна вся глубина сути того, что я сделал. Он ненавидел лишь форму. Да, форма отвратительна и мне, но это - цена, уплаченая за будущее. В этом смысле я действительно торговец. Он - проницательный и справедливый, но ему не ведомы мои мотивы. Поиск истины должен быть свободен от предубеждений - догматичного наследия нашего прошлого, ибо истина изменчива.
Наиб был очередной ступенькой в лестнице, одной из последних ступенек. Он был ближе к цели, чем его предшественники. С каждым поколением они все ближе и ближе подбираются к осознанию смысла своего существования, и если они осознают его, то существование это окажется ненапрасным. Я надеюсь на такой исход. |